В

Видеоадаптеры массовых ПК    Видеопамять   Видеоплаты мультимедиа-ПК   Видеосистема

Видеоадаптеры массовых ПК

Видеоадаптеры (или видеоконтроллеры) системные устройства, непосредственно управляющие мониторами и выводом информации на экран с помощью сигналов управления: строчной и кадровой разверток, ЭЛТ монитора, яркостью элементов изображения, смешением цветов. Цвет формируется методом RGB. Поэтому видеоадаптер (и отклоняющая система) одновременно создают три соответствующих изображения.

1. Основные характеристики видеоадаптера:

Разрешающая способность, РС (число точек по горизонтали и вертикали)
Режимы работы (текстовый и графический)
Воспроизведение цвета и число цветов (цветной и монохромный)
Частота строчной и кадровой разверток (ЧСР, ЧКР)
Объем видеопамяти и скорость передачи данных
Наличие цифровых и аналоговых выходов RGB
Наличие дополнительных средств (световое перо, прямой видеовыход и др.).

Основные программые драйверы обеспечивают совместимость с видеоадаптерами фирмы IBM, с системой BIOS, с рекомендациями VESA, а также функционирование типовых приложений DOS и Windows: текстовых процессоров (ТП), электронных таблиц (ЭТ), систем управления базами данных (СУБД), интегрированных (универсальных) пакетов автоматизации офисной деятельности и др.

2. Стандарты на видеоадаптеры. В процессе развития в видеоадаптерах ПК использовались следующие основные стандарты: MDA, CGA, EGA, VGA, HGC, SuperVGA. Причем новые видеоадаптеры поддерживают ранее применявшиеся стандарты.
Сегодня стандарты на новые видеоадаптеры разрабатываются ассоциацией VESA. Сначала VESA предложила использовать, как стандартный, режим разрешения 800х600 точек и поддержку 16 цветов. Затем были предложены 256- и 16-цветные режимы для различных разрешений и другие режимы.

Число цветов

Разрешение

4 640х350 640х480 800х600 1024х768
8 EGA VGA SVGA SVGA
16 EGA VGA SVGA SVGA
256 SVGA SVGA SVGA SVGA

Для всех 256-цветных режимов необходима видеопамять объемом 512 и более Кбайт.

Видеопамять

Видеопамять (или видеобуфер) используется для периодического повторения видеоинформации на экране. Видеопамять часть оперативной памяти ПК, находящаяся на плате видеоадаптера. Эта память расположена в физическом пространстве процессора, где для нее зарезервирована, как правило, фиксированная область адресов значительного объема.

1. Архитектура объединенной памяти. Архитектура объединенной памяти (UMA) объединяет видеопамять с системной основной памятью ПК. В этой архитектуре дисплею выделяется необходимый для текущего режима объем памяти.

2. Реализация видеопамяти. В традиционных видеоадаптерах в качестве видеопамяти используются обычные микросхемы DRAM.          В современных высокоскоростных видеоадаптерах применяются двухвходовые микросхемы VRAM. Они позволяют выполнять запись и чтение одновременно, что существенно увеличивает скорость передачи данных.
В ряде случаев видеопамять реализуется на двух блоках DRAM, работающих в режиме чередования (interlieving). Это позволяет пересылать данные из одного блока на экран, а во второй-записывать данные с локальной (системной) шины. Скорость передачи данных достигает до 160 Мбайт/с.

Видеоплаты мультимедиа-ПК

Видеоплаты служат для ввода в одном из телевизионных стандартов. В отличие от видеосистемы ПК (работающей в пространстве цветов RGB), цветное телевидение использует пространство YUV.
Стандарт на цифровое видео CCIR-601 предусматривает передачу 50 полукадров (полей) в секунду в режиме чередования при разрешении 720х288 точек для сигнала яркости и 360х288 точек для сигнала цветности. Этот формат называется 4:2:2. Для кодирования каждого пиксела используются 24 разряда информации (true color). Для работы с видео необходимо применять сжатие информации.

1. Основные форматы сжатия. Сейчас распространены несколько основных форматов сжатия.

AVI применяется в Video for Windows. В ПК на процессоре Pentium и наличии графического адаптера на шине PCI возможно восспроизведение со скоростью до 30 кадров/с при разрешении 320х240 или 640х480 при меньшей скорости. При этом используются различные процедуры сжатия.
MPEG предусматривает сжатие за счет учета: корреляции соседних кадров и избыточности информации в самих кадрах. Процедура сжатия требует сложных вычислений с применением дискретного косинусоидального преобразования (DST) и при их реализации в реальном масштабе времени больших вычислительных ресурсов. Поэтому кодирование и декодирование информации осуществляется с помощью специализированных процессоров. Декодирование выполняется более простыми средствами, чем кодирование. Соответствующие устройства (MPEG-1-проигрыватели) обеспечивают качество на уровне бытового магнитофона формата VHS при сжатии потока информации до уровня 00/150 Кбит/с, доступного накопителям CD-ROM.
MJPEG основан на сжатии содержимого отдельных кадров по стандарту JPEG. В отличие от MPEG, возможен произвольный доступ к любому кадру, что существенно облегчает видеомонтаж. Реализовать кодирование информации в реальном времени значительно легче, чем при использовании MPEG. При больших степенях сжатия качество много хуже.

Видеосистема

Видеосистема одна из важнейших компонент ПК. Под ней обычно подразумевают монитор, плату видеоадаптера и комплект соответствующих программ-драйверов, поставляемых в составе прикладных пакетов или вместе с видеоадаптером.
Подавляющее большинство стационарных ПК используют мониторы на базе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ),
а мобильные ПК и некоторые <<зеленые>> настольные ПК - жидкокристаллические экраны.

Содержание
Hosted by uCoz