Экспериментальная работа |
МУК-21 в Сети http://muk21-konkovo.narod.ru |
А, В, Д, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Э
Авторитет
— влияние, которое оказывает на кого-либо
отдельное лицо или социальный институт в
силу своих заслуг, интеллектуальных,
нравственных, деловых качеств.
Адаптация
— способность организма (личности, функции),
приспосабливаться к различным условиям
внешней среды. Приведение личности в такое
состояние, которое обеспечивает устойчивое
поведение в типичных проблемных ситуациях
без патологических изменений структуры
личности.
Адаптация
социальная —
процесс и результат активного
приспособления человека к условиям и
требованиям социальной среды. Содержанием
ее являются сближение целей и ценностных
ориентации группы и входящего в нее
индивида, усвоение им групповых норм,
традиций, социальных установок, принятие на
себя социальных ролей. Является одним из
механизмов социализации личности.
Активность
личности —
деятельностное отношение человека к миру,
его способность производить общественно
значимые преобразования материальной и
духовной среды; проявляется в творческой
деятельности, волевых актах, общении.
Анализ
— в буквальном смысле расчленение (мнимое
или реальное) объекта на элементы. В широком
смысле это синоним исследования вообще.
Самоанализ — одно из важнейших условий
повышения эффективности педагогического
процесса, роста профессионализма учителя.
Анкета
— методическое средство для получения
первичной социологической и
психологической информации на основе
вербальной (словесной) коммуникации, форма
заочного опроса, объединенная единым
исследовательским замыслом; система
вопросов, направленных на выявление
количественно-качественных характеристик
объекта или предмета анализа.
Анкетирование
— метод массового сбора информации с
помощью анкет; анкетный опрос.
Валидность
— способность психодиагностической
методики адекватно оценивать и измерять ту
психологическую характеристику, для оценки
которой она разработана. Различают
содержательную, критериальную и
конструктивную В. теста. До содержанию она
означает проверку содержания теста с тем,
чтобы установить, соответствует ли оно
измеряемой области поведения. В. по
критерию показывает, насколько можно
судить по результатам теста об
интересующем нас аспекте поведения
индивида в настоящем или будущем. Чтобы ее
определить, выполнение теста соотносят с
критерием, т. е. независимой мерой того, что
должен предсказать тест. Конструктивная В.
определяется путем доказательства
правильности теоретических концепций,
положенных в основу теста.
Взаимодействие
— процесс непосредственного или опосредованного
взаимного влияния людей друг на друга,
предполагающий их взаимную
обусловленность общими задачами,
интересами, совместной деятельностью и
взаимно ориентированными реакциями.
Признаки реального В.: одновременное
существование объектов; двусторонность
связей; взаимопереход субъекта и объекта;
взаимообусловленность изменения сторон;
внутренняя самоактивность учеников.
Возраст
— период развития человека,
характеризуемый совокупностью
специфических закономерностей
формирования организма и личности. В.
представляет собой качественно особый этап,
которому свойствен ряд изменений,
определяющих своеобразие структуры
личности на данной ступени развития.
Границы В. изменчивы и не совпадают в
различных социально-экономических
условиях.
Воспитание
— целенаправленное управление процессом
развития человека через его включение в
различные виды социальных отношений в
учебе, общении, игре, практической
деятельности.
Воспитательная
система — комплекс
воспитательных целей, людей, их реализующих
в процессе целенаправленной деятельности,
отношений, возникающих между ее
участниками; освоенная среда и
управленческая деятельность по
обеспечению жизнеспособности ВС. Создается
для реализации педагогических целей и
обеспечения развития личности учащихся.
Выделяют: традиционные ВС. массовых школ,
малочисленных сельских школ, профильных
учебных заведений и т. д.
Движущие
силы развития
— противоречия между возникающими
потребностями и возможностями их
удовлетворения.
Девиантное
поведение — система
поступков или отдельные Поступки,
противоречащие принятым в обществе нормам.
Диагностика
— изучение объекта с целью Определения его
состояния, оценки ситуации, характеристики;
раздел науки о методах классификации и
ранжирования людей по психологическим
психофизиологическим или педагогическим
признакам.
Диалог
— форма общения, состоящая, как правило, из
чередующихся реплик участников и
опирающихся на психологическое равенство
их позиций.
Дидактика
— наука об обучении и образовании, их целях
содержании, методах, средствах, организации.
Дидактическая
система —
подсистема воспитательной системы,
совокупность целей, содержания образования,
процесса, методов и форм его организации.
Дискуссия
— способ организации совместной деятельности
с целью интенсификации процесса принятия
решения в группе; метод обучения,
повышающий интенсивность и эффективность
учебного процесса за счет включения
учащихся в коллективный поиск истины.
Дисциплина
— форма общественной связи между людьми,
которая служит средством поддержания и
соблюдения порядка, необходимого для
совместной деятельности людей. Важное
звено Д. — самодисциплина, когда индивид
исходит из внутреннего убеждения, личного и
общего интересов; качественная
характеристика порядка, организованности в
той или иной общности, в сфере
жизнедеятельности людей, отражающая соответствие
их поведения сложившимся в обществе нормам.
Дифференцированный
подход —
целенаправленное педагогическое
воздействие на группы учащихся, которые
существуют в сообществах детей как его
структурные или неформальные объединения
или выделяются педагогом по сходным
индивидуальным качествам учащихся. ДП.
позволяет разрабатывать методы воспитания
не для каждого ребенка в отдельности (что в
массовой школе нереально), а для
определенных категорий учащихся.
Дифференциация
обучения —
построение обучения на основе разделения
учащихся на группы. Каждую группу образуют
учащиеся, характеризующиеся сходством
определенных индивидуально-психологических
особенностей.
Домашние
задания — форма
самостоятельной работы учащихся,
организуемая учителем с целью закрепления
и углубления знаний, полученных на уроке,
для подготовки к восприятию нового
материала.
Досуг
— возможность
человека заниматься в свободное время
разнообразной деятельностью по своему
выбору. Выделяют пять групп Д.: отдых,
развлечения, праздники, самообразование,
творчество.
Закономерности
педагогического процесса
— существенные внешние и внутренние связи,
от которых зависят направленность процесса
и успешность достижения педагогических
целей. Внешние: гармонизация интересов
общества и личности при определении целей и
задач; обусловленность экономическими,
политическими и духовными факторами.
Внутренние: зависимость от возрастных и
индивидуальных особенностей воспитуемых;
единство действий участников; взаимосвязь
процессов образования, воспитания и
развития; единство целей, форм, методов
содержания.
Запущенность
педагогическая —
устойчивые отклонения от нормы в
нравственном сознании и поведении детей и
подростков, обусловленные отрицательным
влиянием среды и ошибками в воспитании.
Знание
— результат процесса познания
действительности, получивший
подтверждение в практике; адекватное
отражение объективной реальности в
сознании человека (представления, понятия,
суждения, теории).
Игра
— занятия, действия, формы общения
детей, не носящие обязательного характера,
приносящие чувство радости, удовольствия
от достижения игрового результата. И. —
воображаемая или реальная деятельность,
целенаправленно организуемая с целью
отдыха, развлечения и обучения.
Идентификация
— 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2)
уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо;
процесс усвоения социальных ролей,
отождествление индивида с реальным или
воображаемым объектом.
Идентичность
— ощущение самотождественности,
непрерывности себя во времени, чувство «я
тот же самый»; устойчивый, личностно
принимаемый образ себя во всем богатстве
взаимосвязей личности с окружающим миром (включает
образ-отношение к своему телу, личностным
особенностям, социальному статусу, расовой
и национальной принадлежности).
Иерархия
— расположение элементов или частей целого
в порядке от высшего к низшему.
Индивид
— 1) человек как единичное природное
существо, представитель вида Homo sapiens,
продукт филогенетического и
онтогенетического развития, единства
врожденного и приобретенного, носитель
индивидуально своеобразных черт; 2)
отдельный представитель человеческой
общности.
Индивидуальный
подход —
осуществление педагогического процесса с
учетом индивидуальных особенностей
учащихся (темперамента, характера,
способностей, склонностей и др.) в
значительной степени влияющих на их
поведение в различных жизненных ситуациях.
Суть ИП составляет гибкое использование
различных форм и методов воспитания с целью
достижения оптимальных результатов по
отношению к каждому ребенку.
Индивидуальность
— неповторимое своеобразие психики
каждого человека, осуществляющего свою
деятельность в качестве субъекта развития
общественно-исторической культуры. И.
определяется как внутренний психический
мир человека, включающий основные ее сферы:
интеллектуальную мотивационную,
эмоциональную, волевую, предметно-практическую,
саморегуляции и экзистенциальную.
Инновация
— создание, распространение и применение
нового средства (новшества). Деятельность
по поиску и получению новых результатов,
способов их получения.
Интеллект
— относительно устойчивая структура
умственных способностей индивида; комплекс
способностей, необходимых для выживания и
достижения успехов в определенной культуре
(А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект»
включает все познавательные функции, в
узком — только мышление.
Интервью
— способ получения социологической и
психологической информации с помощью
устного опроса при непосредственном
контакте с опрашиваемым.
Интерес
— стремление к познанию объекта или
явления, к овладению тем или иным видом
деятельности, носящее избирательный
характер и выступающее одним из наиболее
существенных стимулов приобретения знаний,
расширения кругозора. При наличии И. знания
усваиваются основательно, прочно. В его
основе лежат потребности человека.
Исследование
— процесс и результат научной деятельности,
направленный на получение новых знаний о
закономерностях, структуре, механизмах
функционирования изучаемого явления, о
содержании, принципах, методах и
организационных формах деятельности.
Объектами педагогических И. являются
педагогические системы, явления, процессы.
Объектами психологических И. являются
личность, группа.
Класс
— 1) постоянная в пределах учебного года
группа учащихся, работающая по единой
учебной программе. Общее руководство
учебно-воспитательной работой в К.
осуществляет классный руководитель; 2)
специально оборудованное учебное
помещение в школе. Классные помещения
распределяются в соответствии со ступенями
обучения. Для учащихся средних и старших
классов предусмотрена кабинетная система
обучения.
Классно-урочная
система —
организация учебного процесса, при которой
учащиеся группируются в отдельные классы в
соответствии с возрастом и уровнем знаний.
Основной формой обучения является урок.
Содержание обучения в каждом классе
определяется учебными планами и
программами. Уроки проводятся по
расписанию, составленному на основе
учебных планов.
Коллектив
— это организованная группа людей,
объединенных совместной деятельностью,
цели которой полезны обществу и людям.
Признаки К.: объединение людей во имя
определенной, социально одобряемой цели;
совместная деятельность, строящаяся на
принципах коллективизма; организованность
и сплоченность группы; наличие
коллективистских взаимоотношений; единые
ценностные ориентации, нравственное и
духовное единство.
Компенсация
нарушенных функций
— сложный многообразный процесс
перестройки функций организма при
нарушениях или утрате каких-либо из них.
Концепция
— совокупность, система взглядов, то или
иное понимание явлений, процессов;
единичный, определяющий замысел, ведущая
мысль какого-либо научного труда,
произведения.
Коррекция
— система педагогических и лечебных
мероприятий, направленных на преодоление
или ослабление недостатков психического и
физического развития.
Культура
— совокупность материальных и духовных
ценностей, созданная человечеством в
процессе общественно-исторической
практики.
Лекция
— систематическое, последовательное,
монологическое изложение преподавателем (учителем,
лектором) учебного материала, как правило,
теоретического характера. Выделяют
следующие виды Л.: вводные, установочные,
текущие, обзорные, заключительные. Одно из
главных требований к Л. — целостность и
систематичность изложения, а структура ее
зависит от особенностей учебного материала
и Дидактических целей.
Лидер
— член группы, обладающий высоким статусом,
оказывающий значительное влияние на мнение
и поведение ее членов и выполняющий
комплекс функций, сходный с функциями
руководителя.
Личностный
подход —
последовательное отношение педагога к
воспитаннику как к личности, как к
сознательному ответственному субъекту
собственного развития и воспитания это —
базовая ценностная ориентация педагога,
определяющая его позицию во взаимодействии
с каждым ребенком и Коллективом. Он
предполагает помощь воспитаннику в
осознании себя личностью, выявлении и
раскрытии его возможностей, становлении
самосознания, самореализации и
самоутверждении.
Логопедия
— отрасль специальной педагогики, в задачи
которой входят изучение речевых нарушений,
разработка принципов и методов их
выявления, предупреждения и преодоления.
Медико-психолого-педагогическая
консультация
— специальное учреждение, проводящее
комплексное медико-психолого-педагогическое
обследование аномальных детей для
направления их в соответствующие учебно-воспитательные
и оздоровительные учреждения.
Менталитет
— особенности индивидуального и
общественного сознания людей, их жизненных
позиций, культуры, моделей поведения,
обусловленные социальной средой,
национальными традициями. М.
свидетельствует о специфических чертах
социализации человека, его автономности и
самобытности.
Метод
— способ, путь научного познания,
достижения; цели определенным образом
упорядоченная деятельность.
Метод
воспитания —
совокупность наиболее общих способов
решения воспитательных задач и
осуществления воспитательного
взаимодействия.
Метод
исследования —
приемы, процедуры и операции эмпирического
и теоретического познания и изучения
явлений действительности. Система М. и.
определяется исходной концепцией
исследователя, общей методологической
ориентацией, целями и задачами конкретного
исследования.
Методика
— частный вариант метода, не
стандартизованный метод исследования.
Методология
— учение о принципах построения, формах и
способах научно-познавательной
деятельности, теоретическое обоснование
совокупности методов, их единства и связей ,М.
науки дает характеристику компонентов
исследования: его объекта, предмета, целей и
задач.
Мировоззрение
— система взглядов на мир и место в нем
человека; целостное представление о
природе, обществе, человеке, находящее
выражение в системе ценностей и идеалов
личности, социальной группы, общества. В
основе М. лежат миропонимание (совокупность
определенных знаний о мире), мировосприятие
(идеалы, модели и образы реальности),
чувственные отношения.
Моделирование
— метод исследования социальных явлений и
процессов, основывающийся на замещении
реальных объектов их условными образами,
аналогами. В М. воспроизводятся свойства,
связи, тенденции исследуемых систем и
процессов, что позволяет оценить их
состояние, сделать прогноз, принять
обоснованное решение.
Мотивация
— совокупность всех факторов, механизмов и
процессов, обеспечивающих возникновение
побуждений к жизненно необходимым целям, т.
е. направляющих поведение на
удовлетворение потребностей. К М. относят
все то, что реально побуждает или может
побуждать активность.
Наблюдение
— метод научного исследования,
целенаправленный сбор сведений о фактах
поведения и деятельности человека в
различных естественных условиях.
Направленность
личности —
совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности и
относительно независимых от реальных
ситуаций.
Обработка
результатов
— один из обязательных
этапов проведения исследования, следующий
за сбором эмпирических данных.
Предполагает использование логических
приемов (классификация, группировка,
сопоставление, выбраковка и т. п.) для
качественных показателей и математических
приемов и методов (суммирование набранных
баллов, подсчет статистических показателей,
дисперсии, корреляционного анализов,
регрессионного и кластерного анализов и др.),
для количественных результатов.
Образование
— процесс и результат усвоения
систематизированных знаний, умений и
навыков и обеспечение на этой основе
соответствующего уровня развития личности.
Служит необходимым условием подготовки
человека к жизни в обществе, к
профессиональной и трудовой деятельности.
Основной путь получения О. — обучение в
учебных заведениях под руководством
педагогов. Кроме того, значимым
оказывается самостоятельное
совершенствование человека в различных
областях знаний (самообразование). Уровень
О. обусловливался требованиями
производства, общественными отношениями,
состоянием науки, техники и культуры.
Образовательные
учреждения -
государственные, муниципальные, частные
учреждения, реализующие образовательные
программы различного уровня и
направленности.
Обучаемость
— индивидуальные показатели скорости и
качества усвоения человеком знаний, умений
и навыков в процессе обучения.
Обучение
— целенаправленный процесс взаимодействия
учителя и учащихся, в ходе которого
осуществляются образование и развитие
человека. Процесс О. двусторонний: включает
в себя процесс учения (деятельность ученика)
и процесс преподавания (деятельность
педагога),
Общение
— процесс установления и развития
контактов между людьми, порожденный
различными потребностями и включающий в
себя обмен информацией, принятие
совместного решения, восприятие и
понимание другого человека и т. д.
Объяснение
— метод обучения, предполагающий пояснение,
анализ, истолкование и доказательство
различных положений излагаемого материала.
Одаренность
— чрезвычайно многозначный термин,
объясняющий уровень успешности выполнения
деятельности. В обыденной психологии —
синоним талантливости, условие для
выдающихся достижений в той или иной
деятельности.
Олигофренопедагогика
— отрасль специальной педагогики, наука о
воспитании и обучении умственно отсталых
детей.
Онтогенез
— развитие особи от момента оплодотворения
яйцеклетки до смерти.
Опрос
— метод получения информации об
объективных и субъективных фактах со слов
респондента (опрашиваемого).
Организация
— устойчивая система совместно работающих
индивидов на основе иерархии рангов труда
для достижения общих целей.
Педагогика
— наука, изучающая
сущность, закономерности, тенденции и
перспективы развития педагогического
процесса.
Педагогика
лечебная — система
медико-педагогических мероприятий,
направленных на коррекцию дефектов и
развитие аномальных детей, находящихся в
условиях лечебных учреждений. Начало П. л.
положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция),
И. В. Мляревским, А. С. Грибоедовым, В. П.
Кащенко, Г. И. Россолимо (Россия) и др.
Педагогика
специальная — наука
о воспитании и обучении аномальных детей.
Педагогическая
система — множество
взаимосвязанных структурных компонентов,
объединенных единой образовательной целью
развития личности, функционирующих в
целостном педагогическом процессе.
Педагогическая
технология —
совокупность знаний о способах и средствах
осуществления педагогического процесса.
Педагогический
процесс —
динамическая система, систем образующим
фактором которой является педагогическая
цель, я общим качеством — взаимодействие
педагога и ученика.
Педагогическое
мастерство — синтез
личностно-деловых качеств и свойств
личности, определяющий высокую
эффективность педагогического процесса. В
П. м. можно выделить четыре относительно
самостоятельных элемента: мастерство
организации коллективной и индивидуальной
деятельности детей; мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирования
опыта деятельности; мастерство владения педагогической
техникой.
Педология
— наука о целостном изучении ребенка на
различных этапах развития (объединение
данных о ребенке, полученных социологами,
психологами, педагогами, медиками,
физиологами и т. д.).
Планирование
— процесс отображения предстоящего хода
работы в ее общих стратегических
направлениях и деталях.
Позиция
— система отношений человека к
определенным сторонам и явлениям
окружающей действительности, проявляется в
соответствующих переживаниях и действиях.
В социальной психологии используется в
качестве одной из характеристик индивида
как члена группы, выражает его отношение к
занимаемому положению, удовлетворенность
статусом и ролью, выполняемой в группе. Она
определяет уникальность восприятия
личностью мира, происходящих событий, себя
в нем и в связи с ними.
Потребность
— состояние, обусловленное
неудовлетворенностью требований организма,
необходимых для его нормальной
жизнедеятельности, и направленное на
устранение этой неудовлетворенности. Это
состояние предполагает нужду
в предмете П. Она выражается в
необходимости потребления, активного
освоения предмета потребности, в
необходимости деятельности.
Профессиограмма
— сводка знаний о профессии и о системе
требований, предъявляемых к человеку той
или иной специальностью, профессией. П.
включает описание технико-экономических,
социальных, психологических, социально-психологических,
санитарно-гигиенических характеристик
трудовой Деятельности. П. могут быть
различными в зависимости от того, для каких
задач они предназначаются: для задач
профотбора, профориентации, профобучения,
профадаптации и т. д.
Профессиональное
самоопределение —
нахождение личностных смыслов в выбираемой,
осваиваемой или уже выполняемой трудовой
деятельности.
Развитие
— в философском аспекте это необратимое
направленное, закономерное изменение
материальных объектов в результате
которого возникает новое качественное
состояние объекта. Процесс становления
личности под влиянием внешних и внутренних,
управляемых и неуправляемых социальных и
природных факторов. Р. предполагает
количественные и качественные изменения в
человеке.
Рефлексия
— процесс самопознания субъектом
внутренних психических актов и состояний.
Роль
— система нормативно одобренных форм
поведения и связанных с ней прав и
обязанностей члена группы, занимающего
определенное положение в ее структуре.
Предполагает наличие соответствующих
ожиданий со стороны других членов, а
человеку, выполняющему определенную Р. в
группе, приписываются цели, желания,
чувства и социальные установки, связанные с
ней.
Самооценка
— оценка личностью себя, своих
возможностей, качеств и места среди других
людей. Относясь к ядру личности, С. является
важным регулятором ее поведения. От нее
зависят взаимоотношения человека с
окружающими, его критичность,
требовательность к себе, отношение к
успехам и неудачам. С. влияет на
эффективность деятельности человека и
дальнейшее развитие его личности.
Самоуправление
— демократическая форма организации
жизнедеятельности коллектива, которая
предполагает развитие самостоятельности
членов коллектива в принятии и реализации
решений для достижения общественно
значимых целей.
Семья
— вид социальной общности, важнейшая форма
организации личной жизни, малая группа,
основанная на супружеском союзе,
родственных связях или усыновлении.
Система
— упорядоченное множество взаимосвязанных
элементов и отношений между ними, создающих
единое целое. Признаки С.: элементность
строения в пределах от двух до
бесконечности; взаимодействие элементов,
наличие системообразующего фактора;
иерархия связей, целостность, единство.
Компоненты педагогической С.:
педагогические цели, участники
педагогического процесса, взаимодействие
педагогов и учащихся, педагогические
средства, управление педагогическими
процессами.
Система
образования —
совокупность преемственных
образовательных программ и
государственных стандартов различного
уровня и направленности, сети реализующих
их образовательных учреждений и органов
управления образованием.
Содержание
воспитания —
система знаний, убеждений, навыков, качеств
и черт личности, устойчивых привычек
поведения, которыми должны овладеть
учащиеся в соответствии с поставленными
целями и задачами.
Содержание
образования —
педагогически адаптированная система
знаний, умений и навыков, опыта творческой
деятельности и опыта эмоционально-волевого
отношения, усвоение которой призвано
обеспечить формирование разносторонне
развитой личности, подготовленной к
воспроизведению и развитию материальной и
духовной культуры общества; система
научных знаний, практических умений и
навыков, а также мировоззренческих и
нравственно-эстетических идей, которыми
необходимо овладеть учащимся в процессе
обучения.
Социализация
— интеграция человека в систему социальных
отношений, в различные типы социальных
общностей (группа, социальный институт,
социальная организация), усвоение им
элементов культуры, социальных норм и
ценностей, на основе которых формируются
качества личности; формирование готовности
к реализации индивидом совокупности
социальных ролей, освоение этих ролей. При
этом происходит социальное
самоопределение — выбор детьми своей роли
и позиции в общей системе социальных
отношений, предполагающий их включенность
в эту систему на основе сформированных
интересов и потребностей.
Средства
педагогические —
материальные и нематериальные элементы
действительности, используемые как орудия,
инструменты педагогической деятельности (магнитофон,
спортивные снаряды, речь, жест и т. д.).
Субъект
— индивид или группа как источник познания
и преобразования действительности;
носитель активности.
Тестирование
— объективная и стандартизованная
процедура испытаний, которым подвергается
человек, специфический инструмент для
оценивания психологических качеств
личности. Оно состоит из ряда заданий или
вопросов, которые предлагается в
стандартных условиях и измеряют
определенные особенности поведения на
основе специальных способов оценки
выполнения теста.
Технология
— рациональное (стабильное) сочетание
нескольких последовательно применяемых
операций для получения какого-либо
продукта. Т. может восприниматься как
логически-операционально воспроизводимое
ядро методики. Признаки Т.: постановка целей,
оценивание педагогических систем,
обновление планов и программ на
альтенативной основе, операционные
компоненты, средства и способы
организации деятельности, постоянный рост
эффективности процесса, потенциально
воспроизводимые педагогические результаты.
Умения
— овладение способами (приемами,
действиями) применения усвоенных знаний на
практике.
Учение
— одна из сторон процесса обучения,
активная деятельность обучающихся,
направленная на овладение запасом знаний,
приемами их самостоятельного приобретения
и применения.
Факторы
развития личности
(социальные и
биологические) — их соотношение зависит от
многих внешних и внутренних обстоятельств.
Среди биологических факторов особое место
занимает наследственность. К
наследственным свойствам организма
относятся: анатомо-физиологическая
структура, особенности нервной системы,
видовые задатки человека (задатки речи,
прямо хождения, мышления). Основными
социальными факторами воспитания учащихся
являются; семья, микросреда и коллектив.
Форма
организации обучения
— дидактическая категория, обозначающая
внешнюю сторону организации учебного
процесса, которая связана с количеством
обучаемых, временем и методом обучения, а
также порядком его осуществления.
Существуют следующие основные формы
организации учебной, работы: урок,
экскурсия, факультативные занятия,
домашняя учебная работа, формы трудового и
производственного обучения, формы
внеклассной работы (кружки, студии, научные
общества, олимпиады).
Формирование
личности —
изменения, новообразования, усложнения
личности без указания источников этих
изменений.
Формы
организации воспитания
— порядок организации конкретных актов,
ситуаций, взаимодействия участников
воспитательного процесса; совокупность
организаторских приемов и воспитательных
средств, обеспечивающих внешнее выражение
содержания воспитательной работы.
Функции
образования —
трансляция и распространение культуры в
обществе; формирование установок,
ценностных ориентации, жизненных идеалов;
социальная селекция (возможность
осуществить дифференцированный подход к
обучающимся); воздействие образования на
процесс социальных изменений.
Целеполагание
— способ выдвижения и обоснования
педагогических целей, отбор путей их
достижения, проектирование ожидаемого
результата (определяется программа
будущего, предположение о будущем).
Целостность
педагогического процесса
— синтетическое качество педагогического
процесса, характеризующее высший уровень
его развития, результат стимулирующих
сознательных действий субъектов,
функционирующих в нем. Это единый и
неделимый педагогический процесс, которому
присущи внутреннее единство составляющих
его компонентов, их гармоническое
взаимодействие.
Цель
— идеальный образ желаемого будущего
результата человеческой деятельности;
осознанное представление о конечном
результате деятельности (не всегда
совпадает с результатом). Педагогическая Ц.
— прогнозируемый результат педагогической
деятельности (изменения в учащихся).
Выделяют различные виды Ц: стратегические,
тактические, групповые, индивидуальные.
Человек
— живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе
общественного труда; биосоциальное
существо, субъект исторической
деятельности и познания.
Эксперимент
— метод сбора научных фактов в специально
созданных условиях.
Паперно Л.М. администратор сайта |
Мячев А.А. Огородников Е.В. координаторы сайта |
Георгиева Р.И., директор Интернет-проектов |
МУК-21, 117485, Россия, Москва, Бутлерова, 5 |
Телефон 7(095) 330-2083 upk3@mtu-net.ru |
| Главная страница | Новости | Эксперимент | Проекты | Курсы ПК | Музей ВТ и ИТ | Информатика и ИТ |
| ОО Технология | Ресурсы МУК-21 | Инфофонд | О нас |
Copyright У 2003 Интернет-студия МУК-21 |
Дата последнего обновления:24.11.03 |